Кто бы мог заподозрить, что антиблокировочная система, придуманная для того, чтобы поезда не сходили с рельсов, плавно перейдет в автомобильную промышленность. На сегодняшний день почти 80% автомобилей, которые сходят с конвейеров по всему миру имеют так называемую ABS – антиблокировочную систему колес. Наверняка вы прекрасно знаете что это, поэтому не будем томить и расскажем, как работает АБС. Однажды это знание сможет спасти вам жизнь.
Представьте, что вы едете на большой скорости, и вдруг перед капотом возникает опасность. Нормальная реакция — тормоза в пол. В этом случае колеса блокируются, автомобиль теряет управляемость. В результате кювет или вылет на встречку. Блок управления ABS призван перераспределить тормозную нагрузку в правильных пропорциях и выровнять траекторию движения автомобиля. Благодаря этому машина продолжает двигаться устойчиво, скорость снижается постепенно.
Блок АБС представлен электронными четырехканальными клапанами, которые реагируют на малейшие изменения в работе тормозной системы. Они включаются в случае, если при нажатии на педаль тормоза фиксируется проскальзывание. ABS осуществляет контроль за каждым колесом автомобиля.
Контуры клапанов функционируют в режимах:
Предотвращение блокировки колес происходит по этапам:
ABS просчитывает коэффициент проскальзывания колес по покрытию, и включает разные режимы для торможения. Например, если коэффициент больше 21%, клапаны сбрасывают лишнее давление через насос. Если меньше 16%, клапаны раскрываются. Это увеличивает давление при надавливании на педаль газа. Работу блока вы ощутите при нажатии на педаль – в этот момент кажется, будто под ногой возникает преграда.
В автомобиле с АБС есть четыре датчика скорости. Именно они передают антиблокировочным клапанам необходимую информацию для правильного функционирования. Датчики бывают активными и пассивными. Первый вариант считывает метки с магнитного кольца и принимает бинарный сигнал. Диаграмма скорости в этом случае точная, погрешностей нет. Пассивный датчик скорости имеет гребенку в ступице и передает аналоговые сигналы. На маленькой скорости датчики перевирают показания.
Если у вас полноприводный автомобиль, в его конструкции имеется G-датчик. Это дополнительное устройство, которое корректирует значения скорости, прежде чем передать его в блок АБС.
Мы уже мельком касались этого вопроса в статье «Как выбрать зимние шины для автомобиля и не попасть впросак». Теперь поговорим подробней. Представьте, что вы едите по трассе и захватываете «бровку». При этом она влажная, после дождя. Если в вашем авто отсутствует антиблокировочная система, машину резко кинет в сторону сухого асфальта. Это чревато выездом на встречную полосу. При полной блокировке колес произойдет стремительный разворот, который в лучшем случае утащит вас в кювет.
Современные автомобили c АБС имеют защиту от непредвиденных ситуаций такого рода. В той же истории, но с блоком управления, катастрофы не произойдет. Автомобиль выровняется и удержит курсовую устойчивость.
При чрезвычайной ситуации водитель психологически стремиться вдавить тапку в пол. Если ABS отсутствует, это ведет к полной блокировке колес. Чтобы вручную симулировать работу тормозного блока, нужно прерывисто давить на педаль. В состоянии паники только очень опытный человек может вспомнить и применить это правило вождения. Поэтому говорят, что в случае экстренного торможения, новичок с ABS справится лучше, чем водитель с двадцатилетним стажем без нее.
Чтобы наглядно продемонстрировать работу АБС на машине, предлагаем посмотреть видео. Всего несколько минут, и вы наглядно узнаете принцип работы антиблокировочной системы. Удачи на дорогах!